Творчество вплетено в игровую (ведущую в дошкольном возрасте) деятельность; причем для ребенка важнее сам процесс игры, рисования, придумывания, а не результат. Кроме того, креативная педагогика способствует формированию и развитию личности ребенка в целом, поскольку творчество как никакая другая деятельность влияет на развитие эмоциональной сферы. Иногда творчество выступает как компенсация за неудачи в других видах деятельности: «Я плохо считаю, зато умею рисовать, и мои рисунки показывают первыми».

Креативная педагогика в дошкольном возрасте – сфера тонкая. Из-за неустойчивости некоторых психических процессов в данный период многие приемы и методы развития креативности, которые отлично зарекомендовали себя в работе с более старшими детьми, оказываются не столь эффективными, когда речь идет о дошкольниках.

Что следует учитывать при организации творческих занятий? Прежде всего, обратим внимание на их атмосферу. На творческих занятиях недопустимы педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы («А если вы испачкаете пластилином столы или стулья, то я!..»). Еще С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что «легче бывает делать свое дело в доброжелательном… окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны».

Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку, максимально положительное подкрепление его действий (похвала, одобрение) и т.д.

Категория
Родителям